Но украинцы, по крайней мере их большинство, — всё-таки не викинги и не спартанцы (и не бандеровцы и правосеки), черпающие радость и вдохновение в битвах. Война утомляет, и голосование за Порошенко — это голосование за то, чтобы всё кончилось. Тем не менее, если «новый Янукович» Порошенко не построит украинцам хотя бы частичную Европу, его ждёт судьба старого Януковича буквально к следующей весне.
13 % результата Тимошенко — это на 10 % тот самоотверженный электорат, который умрёт вместе с самой Тимошенко, плюс ещё 3 %, которые поверили в её антиолигархическую риторику.
А вот 8,5 % Олег Ляшко — это на все 8,5 % результат пиара Ляшко. Надеюсь, в отдалённом будущем пиарщики эпатажного радикала напишут мемуары «о том, как нам единственный раз в жизни попался клиент, который нас слышит». В результате предвыборной кампании господин Ляшко создал о себе впечатление единственного на Украине радикала, который действительно что-то делает, и забрал себе симпатии тех, на кого рассчитывали господа Тягнибок и Ярош. Не просто победа — эпический триумф.
При этом стало очевидным, что коллективный рейтинг украинских радикалов — это 10 %, причём лицо этого радикализма — не националисты из «Свободы» и не воюющие националисты из «Правого сектора», а юмористический Ляшко с вилами.
В итоге что нас ожидает?
Юлия Владимировна, похоже, смирилась с тем, что у неё не будет второго тура, где она, конечно же, набрала бы больше, чем позорные 13 %. Обогнать Ляшко на 5 % и отстать от Порошенко в четыре раза — это признак политического самоубийства и заката, переходящего в глухую беспросветную ночь. С точки зрения будущих политических инвесторов Ляшко становится гораздо более перспективным политическим проектом, чем Тимошенко. И, надо заметить, гораздо более договороспособным.
А значит, нас ожидает тотальное переформатирование картины Верховной рады. Порошенко уже заявил, что собирается устроить досрочные выборы как можно скорее.
Порошенко неизбежно начнёт формировать собственный президентский блок в Верховной раде. Вероятно, это будет происходить на базе «Третьей республики» Юрия Луценко, уже существующего «УДАРа» Виталия Кличко, отдельных персонажей бывшего «Фронта змiн» премьер-министра Яценюка (каковой «Фронт змiн» ранее вошёл в «Батькивщину», но не растворился в ней) и всякой мелочи, не сумевшей сформировать себе внятный имидж, вроде группы «Экономическое развитие» Хомутынника.
Ещё одна новая политическая на горизонте — «Радикальная партия» Ляшко. Сейчас ребята отхватили гораздо больше уважения, чем могут проглотить, а значит, им придётся срочно набирать людей.
Компартия либо будет запрещена полностью, и значит, из подвалов и закромов полезет какая-нибудь замшелая Соцпартия, либо будет запугана угрозами запрета до абсолютной договороспособности. Однако надо понимать, что страх — это состояние временное, поэтому Симоненко будет всё равно искать способы всех подставить и сыграть под Кремль.
За счёт массового перехода мажоритарщиков из «Партии регионов» в провластную коалицию и в целом уменьшения финансирования и перспектив фракция ужмётся до микроскопических размеров. Она пусть и будет удерживать за собой позиции в регионах, на всеукраинском уровне представительство потеряет почти полностью. По крайней мере по сравнению с предыдущей своей ролью.
В целом после инаугурации президента нас ожидает несколько решительных побед в ходе антитеррористической операции на востоке и резкое сокращение ареала ДНР и ЛНР, вплоть до размеров окрестностей Горловки и Славянска. При этом трудно спрогнозировать, когда история с гражданской войной завершится окончательно: зависит от слишком специфических талантов слишком многих людей, оценивать которые сложно. Но в течение максимум года понятия ДНР, ЛНР и Новороссия окончательно перейдут в статус интересных абстракций. Возможно, Губарев или Бородай сформируют «правительство Новороссии в изгнании» для троллинга Киева и подогрева недовольства на Донбассе.
Вероятнее всего, публичная риторика между Кремлём и Киевом останется резко негативной, но, тем не менее, реальный диалог между правительствами в той или иной форме будет вестись и в целом, похоже, нас ожидает постепенное смягчение отношений.
Из хорошего. Украину ожидают масштабные экономические и административные реформы, в том числе и резко непопулярные, которые в перспективе должны оздоровить ситуацию в стране. В свете постепенной стабилизации жизни в Украине и стремительного курса на европеизацию можно рассчитывать на приток дополнительных инвестиций, в том числе и частных.
Кроме этого, нас ожидает глобальное «переодевание» политической жизни: на арену полезут силы, которые долгие годы существовали в анабиозе, не наполненные никакими смыслами, вроде «Третьей республики» Луценко. И эти как бы новые формирования распахнут двери (и партийные кассы) для заполнения имеющихся вакансий. Эти вакансии, впрочем, заполнятся не новыми людьми, а вытесненными из старых формаций, вроде мажоритарщиков-регионалов, которым сейчас совершенно наплевать, под каким флагом оставаться во власти.
Поскольку все эти структуры и все эти люди всё равно никогда не имели никакой реальной идеологии, развитие ситуации в Украине будет зависеть не от них, а от реальной политической воли отдельных людей. А эта воля, как видится, — реформы, курс на европеизацию и превращение Украины в ещё одну Польшу. Относительно сытая, относительно небогатая, относительно образованная страна, подозрительно косящаяся на Россию, интегрированная в европейское сообщество на вторых ролях без претензий на мировое господство. Плохо для тех, кто мечтает о глобальном величии. Хорошо для тех, кто хочет спокойной жизни.
P.S.: Описанный сценарий – один из двух равновозможных сценариев развития ситуации на данный момент. Второй вариант еще проще – Порошенко прямо сейчас сможет сформировать широкую контролируемую коалицию в парламенте, и, тем самым, избавится от необходимости переформатирования парламента. В этом случае нас ждет сначала заявление о необходимости проведения нормальной конституционной реформы, а потом уже потом, потом-потом, когда-нибудь в ближайшее время, сразу после свистка горного рака, срочные-срочнейшие внеочередные выборы в парламент. В этом случае Петру Алексеевичу просто придется расплачиваться со своими новыми друзьями не депутатскими мандатами, а креслами в исполнительной власти. По большому счету для простых людей никаких особенных отличий между первым и вторым сценарием нет, потому что на данном этапе развития ситуации надежды на то, что при внеочередных парламентских выборах в Раду вдруг пройдут чистые честные самоотверженные профессионалы все равно не существует. В первую очередь, конечно же, потому что у «Петра и Мазепы» нет своей политической партии.
Новости Политики → Віктор Пєлєвін про ситуацію в Україні
Новости Бизнеса → В американском рейтинге «Forbes» оказались 9 украинцев
Новости Политики → С Украины запретили выпускать активистов Гриценко и Булатова
Новости Украины → Міліція відкрила кримінальне провадження у зв'язку з незаконним позбавленням волі Булатова
Новости Политики → Олександр Турчинов розпорядився «забезпечити охорону» Юлії Тимошенко, Михайлу Добкіну, Петру Порошенку