Ассиметричная зависимость ЕС
Начиная с 70-х годов прошлого века, нефтегазовый сектор является наиболее значимым коммерческим активом политико-административной элиты РФ. Относительно недорогой трубопроводный газ Западной Сибири через построенную еще во времена СССР систему трубопроводов «Восток-Запад», а также «Северный поток» поставляет около 30% ежегодной потребности ЕС в газе и обеспечивает значительные поступления в бюджет РФ. Поэтому РФ стремиться и далее сохранять главенствующие позиции на европейских газовых рынках. Завершение трубопровода «Южный поток» мощностью в 63 млрд. м. куб. в год, ориентированного на рынки ЦВЕ в обход Украины, означало бы увеличение доли «Газпрома» до 42%.
Вместе с тем, действия РФ в отношении прозападного правительства Украины, а также энергетические кризисы 2006 и 2009 годов, стали как для ЕС, так и для его партнера по НАТО — США, четкими индикаторами того, что в обозримом будущем, РФ, управленцы которой помнят Украину в составе СССР, а часть стран ЦВЕ в составе ОДКБ, будет продолжать рассматривать газ не только в качестве экономического актива, но и эффективного инструмента, размывающего основы трансатлантического единства.
«Южный газовый коридор»
Для того чтобы минимизировать связанные с такой политикой РФ риски, ЕС при активном взаимодействии со США развивает «Южный газовый коридор». В рамках данной инициативы параллельно с построенным в 2006 году трубопроводом Баку -Тбилиси — Эрзурум продвигаются Трансанатолийский и Трансадриатический газопроводы (TANAP+TAP). Первый каспийский газ по этому маршруту в Европе рассчитывают получить к 2019 году.
Вместе с этим аналитики США-ЕС открыто признают тот факт, что в случае успешной реализации проекта,при том, что Испания и Франция уже начали строительство своей «перемычки», а Болгария, Греция и Румыния также планируют объединить свои газовые сети в единый «вертикальный газовый коридор», мощность TANAPв 20 млрд. куб. м. газа в год (4% потребляемого в ЕС газа) не является значимой. По наиболее общим оценкам проект будет эффективен при мощности в 50 млрд. куб.м. газа в год.
В тоже время Транс-Каспийский маршрут, рассматривавшийся в качестве главного поставщика газа из Туркмении, после подписания в 2008 году между РФ и Туркменистаном договора о реконструкции Прикаспийского трубопровода стал для США-ЕС недоступен. Планы азербайджанского газового оператора SOCAR увеличить объемы добычи до 50 млрд. куб. м. до 2025 года за счет освоения новых каспийских месторождений вызывают у США-ЕС некоторые сомнения.
Восточно-средиземноморский трубопровод
Учитывая эти факты, наиболее доступной для TANAP+TAPресурсной базой являются месторождения Левантийского бассейна и, при определенных изменениях политики США, некоторых стран Персидского Залива. Запасы находящегося в территориальных водах Израиля месторождения Тамар составляют 238 млрд. куб.м. газа, месторождения Левиафан составляют 450 млрд. куб.м. газа. Запасы греческого газа в месторождениях Бассейна Геродот составляют 2-3 трлн. куб. м. газа.
Для того чтобы соединить месторождения, объемов которых по наиболее общим оценкам хватит для снабжения 27 стран ЕС на протяжении 20 лет, ЕС продвигает строительство Восточно-средиземноморского трубопровода (East-Medpipeline). Планируется, что трубопровод будет связывать Израиль, Кипр и, проходя по греческому региону Эпирус, соединяться с подводной секцией TAP (Италия и Центральная Европа). Утверждается, что Восточно-средиземноморский трубопровод также может быть подключен и к «перемычке» Греция-Болгария (IGB) и поставлять газ в Юго-Восточную Европу.
В случае своей реализации, данный маршрут позволит ЕС в среднесрочной перспективе стать менее зависимым от поставок из Кавказа и Центральной Азии. В тоже время, как и в случае с TANAP, ключевым вызовом для его эффективного функционирования в долгосрочной перспективе является относительная ограниченность его ресурсной базы. Одной из немногих альтернатив, которые смогли бы решить эту задачу, являются запасы Ирана, который располагает вторыми по величине запасами газа после РФ.
«Исламский трубопровод»
В тоже время для Москвы, появление таких маршрутов как TANAP+TAP и East-Medнаряду с уже построенными США-ЕС трубопроводами Баку-Тбилиси-Эрзурум и Баку-Тбилиси-Джэйхан, означает дальнейшее снижение ее геополитической роли в Каспийском регионе и ЦВЕ. Соединение данных проектов американского «Южного энергетического коридора» с месторождениями Ирана и ряда других стран Ближнего Востока полностью нивелирует стратегию РФ оставаться ключевым поставщиком газа для Европы.
Избегая данного сценария, Кремль активно поддерживает строительство продвигаемого его давними союзниками времен «холодной войны» — Ираном и Сирией при участии Ирака «Исламского трубопровода». В соответствии с подписанным этими странами в 2011году договором, газ с иранского месторождения Южный Парс (16 трлн. куб.м. газа) в Персидском Заливе, пройдет по территории Ирака и через территорию Сирии до побережья Ливана.
Планировалось, что данный трубопровод с проектной мощностью в 40 млрд. куб.м. газа в год, 110 млн.куб.м. газа в день, начнет поставки между 2014 — 16 гг. В Ирак ежедневно будет поставляться 25-30 млн. куб.м., в Сирию – 20-25 млн.куб.м. и в Ливан 5-7 млн.куб.м. Около 20 млн.куб.м. в год планировались для Европы. Недавнее открытие сирийскими компаниями расположенного рядом с границей Ливана газового месторождения в Квара, запасы которого по разным оценкам сопоставимы с запасами Катара, дают основания утверждать, что объемы поставок газа в ЕС могут быть существенно увеличены.
Данный маршрут выгоден не только Ирану, Сирии и РФ. Он также выгоден и ЕС, запросы в газе которого не будут снижаться в обозримой перспективе.В тоже время «Исламский трубопровод» в его нынешнем маршруте и составе участников крайне не выгоден США, поскольку он отрезает Турцию от маршрутов доставки гидрокарбонов, которые США хотели бы транспортировать по ее территории в ЕС в рамках «Южного газового коридора» и частично East-Med.
Возможности для Украины:
Учитывая эти факты, США и ее союзники по НАТО в обозримой перспективе будут и далее использовать все доступные им инструменты (включая создание очагов нестабильности ) для того, чтобы не допустить поставок иранского и сирийского газа на средиземноморское побережье.
Не получая лоббируемого США газа из стран Ближнего Востока, Анкара, для которой появление энергетического коридора Израиль-Кипр-Греция нивелирует значение ее маршрута TANAP+TAP, будет в стремиться укрепить свои несколько пошатнувшиеся позиции сфокусированного на ЕС «южного энергетического хаба» за счет усиления сотрудничества с РФ – то есть продвигая маршрут «Газпром русская».
Таким образом, РФ, снова обойдя Украину и заменив отказавшуюся от участия в строительстве «Южного Потока» Болгарию на Грецию, по прежнему, сможет транспортировать газ через «перемычку» Румыния-Венгрия и оттуда в австрийский Баумгарден.
В тоже время для Украины, которая предпринимает усилия для того чтобы присоединиться к проекту Адриатического газового коридора, который инициирует Хорватия и поддерживает Венгрия, а также стремиться получить доступ к газу TANAP, появление трубопровода East-Med открывает значительное окно возможностей для нахождения альтернатив газа из РФ.
Александр Шаян, к.полит.н.
Новости Общества → Министр энергетики Болгарии: Строительство газового хаба в стране, является обязательным